"Свет-видение" Васюкевича

Художник Виктор Васюкевич рассказал “ Мне “, как запах масляных красок перевернул его сознание, почему алкоголизм – это концлагерь для души, а Бог – единственная реальность.

Я родился под Новогрудком, столицей летописной Литвы. Моя малая родина с её энергетикой и пейзажами дала мне большую и разнообразную жизнь, в которой были взлёты и падения. Когда я рос, здесь жили другие люди, они помнили войну, помнили свою землю до прихода пресловутых коммунистов.

Самый главный момент, который повлиял на всё моё творчество – это момент моего появление в этом мире. Я с самого рождения понял, что надо пищать, орать, доставать окружающих, чтобы тебя попоили, покормили, чтобы куда-то отнесли, чтоб положили тебя не в тени, а на солнышке. Ты всё время соображал, и думал, и творил внутри. Самое интересное творчество – это именно чистое, искреннее творчество сообразительного младенца.

Мне посылались в детстве видения и откровения. Как бы это ни звучало фантастически, но я на самом деле видел ангелов в облаках, и по ночам у меня были полёты над деревней и внутри дома, когда вся семья спит, а я летал и видел их всех и себя спящими.

В искусство меня привёл… запах масляных красок. Это произошло в один из периодов моей жизни, когда я работал на автозаводе и жил в общежитии в одной комнате с коллегой по цеху. Этот парень ехал на день рождения к родственнику и купил в подарок набор масляных красок. Я из любопытства открыл один тюбик, решив посмотреть, какой на самом деле цвет у художественной краски. И этот запах перевернул моё сознание.

Если говорить о “моих университетах”, то стоит упомянуть период работы на предприятии по производству автомобилей. Это страшное место бытия людей, где они гробят и нервы, и здоровье, и жизнь для того только, чтобы прокормиться и выжить в городской суете. Ещё была армия идиотская (а служил я на Дальнем Востоке), которая на хрен человечеству не нужна. Но только оно этого никак понять не может. Умные-то люди понимают, какая же армия может быть оплотом мира? Потом был период пьянства и бродяжничества – очень радостный и весёлый период. Если разобраться, я был тогда наиболее счастлив. У меня не было никаких социальных обязательств, я не испытывал никакого напряжения. У меня была одна забота: где бы выпить стакан холодного вина и где бы ещё добавить? По сути, это свободный образ жизни (для человека на низшей ступени развития).

В те запойные времена случались со мной всякие истории. Выпить хотелось, и пришёл я однажды к одному нашему художнику знаменитому, думаю: долгану у него какую-нибудь копеечку. А его в мастерской не оказалось. По соседству на этом же этаже располагались ещё две мастерские. И в тамбуре общем стоял чей-то багет для рам – новый, связанный. Я схватил этот багет и позвонил другому художнику, сказав, что это я купил и хочу пропить. И он заплатил мне и поставил багет на то же место. А я пришёл на следующий день, и опять этот багет стоит. Я позвонил в дверь следующему художнику и продал ему этот же багет. А на третий день – третьему.

Вообще, алкоголизм – это концлагерь для души. Ты же находишься на территории дьявола. Что хочет он в этот момент, то и сделает с тобой. Когда ты крутишься среди такого общества – бомжей, алкашей – ты становишься, как и они, абсолютно не адекватен. И поступки там не поддаются никакой логике, просто поступки полуживотного существа в одурманенном состоянии. Душа там отсутствует, деградирует, уничтожается, и в этом промысел дьявола – отобрать у тебя душу и уничтожить. Ведь всё время идёт борьба за души: заберёт твою душу светлый мир или тёмный – и окрепнет за счёт этого.

В позапрошлом году я пережил сердечный приступ. Потерял сознание на сутки или двое. У меня были видения, что я попал в ад. Я видел врата ада, огромные, как доменная печь. Видел своих друзей-алкашей, которых уже нет в живых. Их там черти месили до состояния отбивных.

Я не считаю себя верующим человеком. Я просто абсолютно НЕ сомневаюсь в существовании Бога. И Бог для меня – большая реальность, чем я сам, другие, окружающий нас мир. Весь этот мир – это иллюзия Бога, это Его проекция. Как мы можем считать себя чем-то более реальным, чем Бог, если Он всё это создал? Поэтому Бог для меня – истинная реальность, а я сам – это Его фантазия или Его сон. Наконец-то даже учёные пришли к этому мнению.

Что касается белорусского климата, то сырость меня удручает. Я люблю его только тогда, когда бывает жара градусов под 30. Из-за хмурого климата и живопись в Беларуси серая. Белорусская школа живописи – это “белила, серила и чернила”, как сказал кто-то из великих. Это вообще нонсенс в мировом масштабе, местечковый уровень развития. Дроздович же не вписывается в белорусскую школу, и Малевич не вписывается, и Сутин, и все художники Парижской школы.

Белорусские художники тянулись к космосу, хотя выросли на болоте. Потому что болота – это лёгкие. Там много чистого воздуха, поэтому и связь с космосом сильная. А сегодня наши правители, одуревшие от мании величия и от слова “мало” – мало денег, тракторов, танков – они эти лёгкие рвут, уничтожают. И не только тут – а и в Бразилии, Америке, Японии. И духовная энергетическая связь ослабевает и, в конце концов, потеряется, и человек превратится в космический вирус. Он или самоуничтожится, или перейдёт в другое измерение, состояние физическое. Другого выхода нет, ресурсы не бесконечные. Может, они и были заложены, чтобы он вырос или прожил определённый период. Скажем, как прожила цивилизация до потопа, потом планета очистилась. Так и теперь – очищение неизбежно. Потому что планета уже задыхается от человека, потому что он совершенно варварски расправляется с нею.

Разве можно искусство назвать профессией? Здесь как раз таки знания не нужны. Если ты не отбросишь эти знания, которые ты у кого-то почерпнул, впитал, как губка, то, когда ты будешь выжимать эту губку, то оттуда будет течь непонятно откуда взятый плагиат. Так повсюду и происходит. Когда ты приходишь на какую-нибудь из наших выставок, то видишь приблизительно одно и то же, только дом стоит с одной стороны, а дерево – с другой. Набор слов один, только порядок разный. Но если ты сможешь свою губку духовными усилиями выжать, очиститься, стать восприимчивым к духовности, космосу – только тогда ты сможешь что-то своё выдать – свежее и новое.

Моя последняя выставка называлась “Свет-Видение”. Это значит, что Бог уже начал открывать мне “третий глаз”, глаз души. Теперь вижу будущую картину на чистом полотне, как освещённую прожектором. Раньше я был склонен говорить, что не знаю, что делаю, что кто-то мной движет. Но это, оказывается, неправильно: если Бог тобой водит, значит, ты ещё слеп. Так было со мной в период моего творчества, который я называю “Цветомузыка”: Бог учил меня нажимать на все клавиши красок в палитре, чтобы я работал на всём пространстве полотна, чтобы понял главное – у Бога нет мелочей, полотно должно работать целиком и полностью. Весь квадрат полотна от начала и до конца должен иметь звучание. А не как в реалистическом искусстве, где есть главное и второстепенное, есть смысловая нагрузка, а есть второй план.

Я не против реализма вообще. Я против того, что люди списывают тот текст, который написала природа, и выдают это за своё. Это всё равно будет диктант, а не сочинение на вольную тему. Я сам тоже пишу реалистические работы – пейзажи и натюрморты. Это же азбука, которую надо иногда повторять, возвращаться, чтобы не забывать, как правильно буквы пишутся. Так что реализм, как школьная программа, необходим для художника.

Раньше я находился на том уровне духовного развития, что на чужих примерах – Леонардо, Пикассо, Моцарта, Баха – желал самоутвердиться. Но на том этапе я считал, как считают многие, что должен быть индивидуумом, противопоставить себя остальным, выделиться, чтобы заметили. Но если Бог – это единство, если у него нет предпочтений, и если ты к Нему пришёл, и Он тебе открыл свой мир, то ты прекрасно понимаешь, что твоя индивидуальность там и подавно никому не нужна. Выгонят тебя оттуда с твоей индивидуальностью.

Я теперь лучше чем когда понимаю, что на хрен не нужен этому обществу. Потому что если ты, в силу обстоятельств, перешёл на какой-то другой уровень развития духовного, то ты уже принадлежишь другому обществу – обществу единства, а не обществу индивидуализма, где у каждого задача – ухватить, урвать, выпятиться. И чем больше он выпятится над другими, тем больше он урвёт и получит. Там – в высшем мире – это отменяется, там действует другой закон. Там ты будешь играть ту роль, которую тебе режиссёр укажет, видя со стороны, каким потенциалом ты располагаешь, что ты можешь сыграть, чем тебя нагрузить, насколько твой духовный уровень способен выдержать. Там ты становишься инструментом в руках Бога.

Текст: Алесь Суходолов
Фото: Николай Куприч
Источник: Я: журнал о человеке и сферах его интересов . – №7(6). Декабрь-январь 2013/14. – С. 62-65.

----------

Комментарии

 

Самое большое достижение – это вернуться к тому знанию, которым обладал до появления в этом мире.
Я знал всё, пока не появился на Земле…

Вихрь
composition12